Школьная музейная комната обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы и их копии. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историко-графический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации.
В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности.
Таким образом, музейная комната является одним из центров патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Великомешковская школа». Программа деятельности музейной комнаты рассчитана на учащихся с 1 по 9 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музейной комнаты. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музейной комнаты. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края, школы и другими организациями.
Основной идеей концепции создания и развития школьной музейной комнаты является деятельность по сохранению и использованию уникального историко - культурного наследия родного края, формированию у школьников интереса к региональным культурным ценностям, воспитанию у подрастающего поколения чувства любви к «малой» Родине.
Цель программы:
Историко-краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни односельчан.
Задачами школьной музейной комнаты являются:
- формирование у обучающихся исторического сознания и музейной культуры;
- сохранение и использовании в обучении уникального исторического наследия;
- формирование активной жизненной позиции и чувства глубокого уважения к историческому прошлому нашей Родины.
- создание экспозиций и выставок.
Задачи реализации программы:
1. Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
2. Создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
3. Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них.
4. Активизация работы школьного самоуправления.
5. Развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы.
6. Развитие творческих способностей, коммуникативных качеств через дифференцируемый подход к обучающимся.
Принципы, на которые опирается программа:
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Методы работы школьной музейной комнаты:
1. Словесные - беседы, рассказ, объяснение.
2. Наглядные - фото- и видеоматериалы, плакаты, и т.д.
3. Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала.
4. Исследовательский метод - исследование, изучение документов их описание.
5. Практический метод - оформление краеведческого материала.
Программа способствует творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах туристско-краеведческой деятельности:
1. создание хроник, летописей школы;
2. составление родословных и семейных летописей;
3. сбор материалов о старейших жителях села, педагогах, известных людях и т.д.;
4. формирование банка краеведческих данных;
5. изучение народного творчества;
6. изучение традиций народных промыслов;
7. изучение культурно-краеведческих традиций края;
8. экскурсии, экспедиции;
9. встречи с земляками - носителями исторической краеведческой информации;
10. краеведческие викторины, игры, праздники.
Концепция развития музейной комнаты "Память":
1. Формирование у обучающихся интереса к истории Отечества через совместную творческую работу родителей и учеников с архивами семьи, воспитание уважения к отцам, дедам, ветеранам.
2. Изучение истории села, сбор материала: воспоминаний, фотографий, отражающих прошлое и настоящее села.
3. Патриотическое воспитание подрастающего поколения не на отвлеченных примерах, а с помощью рассказов людей, которых дети видят ежедневно. Постоянно проводить беседы: “Герои войны и труда – жители нашего села”, “Мои земляки – участники войны”, “В память о моем дедушке”.
4. Взаимодействие с государственными музеями. Разработка экскурсионной программы, направленной на патриотическое, гордое и справедливое отношение к Родине, ветеранам, памяти о событиях Великой Отечественной войны.